Интервью со специалистом Горячей линии компании "КонваТек" для журнала "Астом"

Новости компании

Чтобы тело и душа были здоровы!

 Психологическая поддержка пациентов — одно из «узких мест» современной российской медицины. Между тем эта сфера, очевидно, должна в обозримом будущем развиваться, поскольку система психологической поддержки существенно улучшает показатели выздоровления, положительно влияет на протекание болезней и ускоряет реабилитацию и социальную адаптацию стомированных людей.

Об этом мы беседуем с Еленой Николаевной Ягуповой, клиническим психологом, действительным членом Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

 Фигура психолога, в том числе и клинического психолога, не вполне понятна большинству людей, очень часто путают таких разных специалистов как психолог, психотерапевт и психиатр, и, на всякий случай, ко всем относятся со страхом. В чем различия между этими тремя специалистами?

Психолог работает со здоровой личностью, психиатр — с глубокими проблемами, с личностью нездоровой, а между ними находится психотерапевт, который работает с пограничными состояниями. Не менее важно понимать, что есть разница и между просто психологом и клиническим психологом. Базовое образование у них одинаковое, высшее психологическое, но клинический психолог обязательно проходит дополнительную переподготовку по специальности «Клиническая психология». Я проходила профессиональную переподготовку по клинической психологии в Казанском государственном медицинском университете в течении двух лет, где все дисциплины в большей степени связаны с медициной.

 — Как именно работает клинический психолог?

— Если речь идет о работе в психиатрической клинике, а у меня был такой опыт, то в основном — это психологическая диагностика, работа в рамках медико-социальной , судебно-психиатрической экспертизы, освидетельствования призывников и так далее.

Если речь идет о более знакомой всем поликлинике, где принимают специалисты всех профилей, то здесь уже работа по направлению от врача и работа с психосоматическими расстройствами. Психосоматика — это слово из двух корней «психо» — душа и «сома» — тело. Если пациент с диагнозом гипертоническая болезнь, сахарный диабет, хронический бронхит, бронхиальная астма и т.д. часто посещает врача, проходит лечение, но эффекта нет, или он очень незначительный, то врач может направить такого пациента к клиническому психологу, поскольку очень велика вероятность, что на его состояние сильно влияют какие-то психологические факторы, он испытывает дистресс или у него депрессия..А психологические проблемы могут не только затруднять излечение, но и способны провоцировать возникновение или обострение тех или иных заболеваний.

У клинического психолога много методов работы с пациентом — это индивидуальная психотерапия , групповая терапия, телесно-ориентированная  терапия и т.д.— выбор зависит как от возможностей специалиста,  так и от пожеланий и потребностей пациента.

Часть рабочего времени клинического психолога отведена на работу с медицинским персоналом. Давно известно, что худшие пациенты — это врачи, и здесь это правило так же работает, врачи идут на психотерапию только в крайних случаях, когда совсем припечет. Между тем, работа с психологом для врачей большое подспорье, защищает от психологических перегрузок и «профессионального выгорания».

 Насколько я знаю, в европейских клиниках очень развито психологическое сопровождение пациентов в период подготовки к хирургическим вмешательствам и в послеоперационном периоде. Есть ли у вас такой опыт?

 Надо сказать, что не все понимают необходимость клинического психолога в больнице - это дополнительная ставка, нагрузка на бюджет, а какой эффект от его работы — не всем очевидно. Я много лет работала в городской клинической больнице, где есть и поликлиника, и стационар, и там мне удалось на практике убедиться, что психологическая подготовка к операции имеет положительный эффект, а психологическое консультирование в послеоперационный период оказывает огромную помощь пациенту и непосредственному его окружению – это подготовка к возвращению пациента в нормальную жизнь.

 Нагляднее всего стресс отражается на дыхании человека. Если есть страх или удержание каких-то эмоций, человек начинает дышать прерывисто, неритмично, неглубоко. Наверное, отследить подобную связь с заболеваниями желудочно-кишечного тракта более трудно, и есть ли такая связь? И в чем она проявляется?

 Да, связь между эмоциями и функцией желудка есть, и она была отчетливо доказана учеными еще в прошлом веке. А в 1981 г. с помощью рентге­на было показано, что желудок спастически реагирует даже при упоминании о ситуа­циях, связанных с переживанием негативных эмоций. Если говорить о тех болезнях, которые приводят к выведению стомы, временной или пожизненной, — болезни Крона или неспецифическом  язвенном колите, то психологический фактор здесь присутствует если не как причина возникновения заболевания, то как фактор, влияющий на протекание болезни. Ведь основные функции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) — это поглощение и выведение, а эмоциональное состояние человека влияет на работу органов пищеварения на каждом этапе. Гнев, напряжение, страх, агрессия, депрессия тормозят функции желудка и кишечника, нарушают моторику, и, как следствие, приводят сначала к функциональным, а затем и к физиологическим нарушениям структуры ЖКТ. Иногда телесные феномены, относящиеся к пищевому поведению и пищеварению, соотносятся с определенными эмоциональными процессами.

 Например:

•неспособность что-то проглотить (нарушения питания, глотания);

•быть отвергаемым, презираемым (потеря аппетита, изжога, рвота, похудение);

•безуспешные хронические усилия что-либо переварить, усвоить (боли в желудке, чрезмерная перистальтика, пилороспазм, язва);

•хроническая невозможность что-либо переработать (боли, энтероколит, раздражимость толстого кишечника);

•невозможность отдать что-либо (хронические запоры);

•желание выбросить что-либо (хронический понос).

Таким образом, человек, регулярно не получающий удовлетворения своих потребностей и не умеющий испытывать удовольствие от жизни (буквально «не переваривает» ее), имеет повышенный риск испортить свое здоровье. Несмотря на то, что при указанных заболеваниях на первый план выходят определенные психологические особенности, в каждом конкретном случае следует обращать внимание на жизненную ситуацию отдельного человека.

Мы уже говорили о психологической подготовке пациентов к операции, есть ли какие-то особенности подготовки к операции с выведением стомы?

  Да, особенности есть. В случае с выведением стомы мы имеем дело с нарушением целостности, с нарушением образа тела, что вызывает у пациентов сильный страх, ужас — «как же это у меня в животе будет дырка и как я с ней буду жить?». Для больного в этой ситуации есть  опасности  и неопределенности, поскольку затронуто многое  — от собственно физического выздоровления, от недуга до гигиенических привычек , интимной и социальной жизни. Появление стомы для человека в ряде случаев может сопровождаться сильным стыдом, неприятием собственного тела, стеснительностью.Еще одна психологическая особенность людей, перенесших стомирующую операцию, которая встречается порой— они не видят будущего, их горизонт сужается, им кажется, что жить дальше невозможно.Поэтому в предоперационный период огромную роль играет правильное информирование пациента. Важно рассказать, какими способами человек сможет избежать неприятных и пугающих ситуаций, связанных со стомой (подтекание, неприятный запах, нежелательные звуки и так далее).Чем подробнее и грамотнее будет информирование пациентов и его близких перед операцией, тем больше шансов пройти период адаптации к жизни со стомой быстрее и с меньшими эмоциональными потерями.

 Мне кажется, что все-таки, каким бы качественным не было информирование перед операцией, людям необходима помощь, чтобы справиться со своими эмоциями в период адаптации. АСТОМ прикладывает большие усилия в этом направлении, но Москвой Россия не ограничивается, какие возможности есть у стомированных людей в других регионах?

 По роду своей работы я часто общаюсь со стомированными, их родственниками, членами семьи, именно после операции, бывает, что и в тот период, когда сам пациент еще находится в больнице. Я стараюсь максимально доступно рассказать им все, что необходимо знать по уходу за стомой, дать рекомендации, поддержать психологически. Иногда – это жители больших городов (им тоже не хватает поддержки). Что уж говорить  о маленьких городах и селах.. Легче, когда у людей есть доступ к интернету: направляю на сайт Астом, где есть и медицинская, и юридически-правовая , и психологическая информация, и форум стомированных людей, которые делятся опытом, могут поддержать. Это очень важно, что такой ресурс есть. Конечно, личная консультация, непосредственное общение с психологом намного эффективнее, и если есть такая возможность, ею не стоит пренебрегать, ни самим стомированным больным, ни их родственникам.

Насколько специфична психологическая поддержка стомированных и их семей? Существует некоторое представление о пяти фазах проживания травмы после стомирования, какая помощь нужна на каждом этапе?

 В классическом варианте, применительно к стомированным людям, я постараюсь очень коротко описать фазы проживания травмы, которые проходит человек, кто-то быстрее, кто-то медленнее, хотя далеко не каждый проходит все эти фазы.Это только схема, в жизни бывает по-разному. Есть люди, которые благодаря своей высокой внутренней мобилизованности и благоприятному окружению, проходят эту «цепочку» быстро и благополучно. Но так бывает не всегда. Иногда человек «застревает» на одной из фаз. Итак, взгляните на эти фазы или стадии:

1.Стадия узнавания о болезни. Это -  предоперационная подготовка, информирование, работа со страхами. Что делаем? Даем больному максимальную информацию о заболевании, надежду. Делаем упор на то, что исход болезни зависит от установки самого больного. Даем больному возможность выплеснуть эмоции.

2.Стадия отрицания, она же – стадия повышения активности. Человек ищет  выход из ситуации, строит собственную версию болезни. Что делаем?  Не переубеждаем,выслушиваем его, поддерживаем любые проявления  позитива.  Обычно в этот период человек выходит из больницы и близкие воспринимают эту фазу , как заключительный этап выздоровления. Зачастую это – заблуждение: вышел из больницы и полностью преодолел последствия – не одно и то же. Во всяком случае, эти процессы бывают разобщены во времени. И наступает...

 3.Стадия переживаний, депрессии или агрессии. Это- злость, агрессия, гнев, отчуждение. Сужение сферы общения из-за страха неприятного запаха, нарушения целостности мешка для стомы, отклеивания мешка и т.д. Люди отказываются от работы или учебы, не в силах справиться со страхами. Что делаем? На этом этапе крайне необходима социально-психологическая адаптация человека. Отделяем зерна от плевел. Снимаем ложные страхи через осознанное принятие новых правил, привычек, гигиенических навыков, т.е.обучаем. Даем возможность физического выплеска. Учимся любить себя, нового, заново.

4. Стадия повышения качества жизни. Человек начинает объективно сравнивать, какие проблемы  он получил (в виде стомы) , но в обмен на что? в обмен на избавление от страданий, мучений, а иногда - катастрофы. Люди говорят о том, что научились отличать истинное от ложного. Для них болезнь явилась пробуждающим переживанием, открыв те стороны жизни, которые были до болезни для них закрыты. Что делаем? Поддерживаем, вместе отмечаем плюсы и минусы. Обогощаем окружающий мир больного (природа, музыка, рисование).Постоянно ориентируем  на настоящее, на момент здесь и сейчас.Подводим своеобразный баланс – он, конечно, в пользу стомы.

5. Стадия принятия болезни, принятие себя, своего состояния и своих особенностей. Именно в этой фазе человек хорошо разбирается в стоме и средствах ухода за стомой и в том, как выстраивать и поддерживать свое здоровье, быт и общение.  «Люди 5-ой фазы» идеальные помощники для других стомированных. Они работают в ассоциациях, участвуют в форумах, охотно делятся своим опытом, с удовольствием пробуют новую продукцию, , и, что характерно, с новинками чувствуют себя лучше. Например, у меня есть пациентка 78 лет, которая с энтузиазмом решила пользоваться новой продукцией по уходу за стомой: «раз это лучше, надо пробовать!» Что делаем? Помогаем  расширить его общение. Постоянно поддерживаем веру в себя. Человек прошел период адаптации . Нужен ли ему психолог сейчас? Пусть решает сам – ведь к психологу нелишне бывает обратиться многим людям, не только стомированным.

Мир человеческих переживаний и связанных с ними  психосоматических заболеваний велик и многообразен. Я постоянно контактирую с пациентами и инвалидами, ко мне все время приходит новая информация, новые истории и живые примеры из жизни стомированных – не из книжек, не из учебников по психологии и психосоматической медицины, а реальные жизни моих соотечественников. И сейчас у всех нас появился огромный источник позитива – прошедшие Паралимпийские игры, которые потрясли весь мир как вдохновляющий пример несгибаемой воли, упорства, соревновательного духа. Несомненно, это пример и для наших стомированных людей.

 

Беседовала Жанна Карлова